Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
- Дети должны уметь слушать и слышать других.
- Звуковая сторона речи:
- правильное произношение звуков речи и четкое различение их на слух;
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, термометр);
- говорить громко или тихо, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывании.
3. Функции языкового анализа:
уметь делить предложения на слова, делить слова на слоги, уметь выделять все звуки в слове, устанавливать последовательность звуков в слове.
4. Лексическая сторона речи: дети должны уметь точно подбирать слова; ясно выражать мысли, связывая факты в единое целое; употреблять сложные слова; пользоваться эпитетами; подбирать метафоры, синонимы.
5. Грамматическая сторона речи: дети должны уметь изменять существительные по падежам и числам; пользоваться различными предлогами; согласовывать сущ. с прилагательными, числительными; правильно употреблять глаголы; образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкат.суффиксов, образовывать названия детенышей животных, относительные и притягательные прилагательные от существительных.
6. Связная речь:
дети должны уметь свободно общаться с взрослыми и сверстниками; поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; рассказывать о пережитых событиях; пересказывать содержание сказки, рассказа; описывать окружающие предметы; раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.