Суббота
20.04.2024
06:21
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ Борковский детский сад
Главная Регистрация Вход
Картинки в речевом развитии детей »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 82

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

РОЛЬ КАРТИНКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

В воспитании дошкольник наиболее действенными являются средства, влияющие на чувства ребенка. Маленькие дети значительно глубже и легче усваивают знания, приобретают те или иные навыки, если объяснение взрослого сопровождается показом. Попробуйте одно и то же происшествие  рассказать двум детям, одинаково способным: одному по картинке, другому – без картинок, - и вы оцените тогда все значение иллюстрации для ребенка. Хорошая картинка доставляет радость ребенку, активизирует его чувства и мысль, расширяет кругозор. Рассматривание картинок под руководством взрослого способствует усвоению детьми родного языка. Из всех видов изобразительного искусства картины наиболее понятны и доступны детям, так как в них есть сюжет. Иллюстрации к детской книге способствуют лучшему пониманию художественного произведения, повышают интерес к нему.

Занятия по картинкам имеют большое значение для развития речи детей. У ребенка имеется в запасе много слов, но он не связывает слова с предметами. При помощи картинки или книжки-картинки взрослые помогают детям узнавать и называть предметы, уточняя и обогащая словарь ребенка.

Постепенно взрослые учат ребенка не ограничиваться перечислением изображенных на картинке предметов, а рассказать о ее содержании. Очень важно использовать эти занятия для преодоления у некоторых детей неразговорчивости, застенчивости, т.к. молчаливость мешает им дружить со сверстниками, создает впоследствии большие трудности в учебе.

Во многих семьях имеются альбомы с репродукциями известных русских и зарубежных художников. Внимание детей старшего дошкольного возраста может быть направлено лишь на те картины, которые они могут почувствовать и понять по аналогии с личным опытом, с тем, что они видели или о чем читали и рассказывали. Например: дети были в березовой роще. После прогулки их внимание обратили на картину из альбома И.Левитана «Березовая роща». Раньше дети как-то без интереса рассматривали ее. Теперь она заинтересовала их, они сравнили то, что видели, с живописным изображением.

Художественная выразительность картин раскрывается детям только под руководством взрослых. К восприятию классической живописи маленькие дети должны подводиться постепенно, умело: нельзя показывать ребенку то, что ему еще недоступно.

Родители могут использовать в занятиях с детьми открытки, картинки  из книг и журналов для взрослых, карточки лото и т.п. картинки большого формата можно повесить на стене, мелкие сложить в коробку или папку. Можно самостоятельно сделать альбомы по темам (например «Птицы», «Времена года», «Транспорт»). Дети с увлечением будут помогать, отыскивать знакомые сюжеты в журналах, старых книжках.

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И КАРТИНОК В ЗАНЯТИЯХ

С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ.

Рассматривая картинки, дети почти всегда выражают вслух свое отношение к  изображаемому. В очень редких случаях малыши смотрят картинки молча.

Взрослые должны поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогают  лучше понять содержание картины, а главное – высказываться по поводу этого содержания.

Какие картинки следует давать детям 3-4 лет?  Прежде  всего  картинки с изображением тех предметов, которые окружают ребенка, но названия которых он еще или не знает, или знает, но произносит плохо. Кроме того, следует показывать картинки с изображением знакомых ребенку животных, а также сценок из детской жизни.

Картинки должны быть художественными; предметы изображены на них четко, ярко, без лишних деталей. Наряду с отдельными картинками большой любовью пользуются книжки-картинки. Хорошо, если подписи к ним написаны лучшими поэтами: В.Маяковским,  А.Барто, С.Маршаком, С Михалковым, К Чуковским и т.д. Во многих из них используются прекрасные образцы народного творчества.

Обычно предметы, изображенные на картинке, воспринимаются маленькими детьми, как реально существующие, которые им хочется потрогать, погладить, взять; дети разговаривают с нарисованной кошкой, пытаются сорвать цветок, подудеть в рожок автомобиля. Рассматривание же картинок с изображением детей вызывает нередко подражание героям книжки.

Рассматривая с детьми картинки, в которых художник рисунком обогащает текст, взрослые могут дать толчок развитию детского воображения.

Приемы привлечения внимания 3-4 летнего ребенка к картинке. Чтобы привлечь внимание ребенка к картинке, необходимо учитывать некоторые особенности детского восприятия. Так, многие дошкольники неправильно воспринимают перспективное изображение предметов, передачу движения в рисунке.

Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать маленького ребенка картинкой, это мысленно поставить его на место того ребенка, который нарисован: малыши любят рассказывать о них самих. Например: «Это Таня (а не Маша, как в книге) укладывает мишку спать и кормит его, Петя (а не Ваня) выглядывает в окошко в песенке «Ладушки».

При рассматривании картинки ребенок часто говорит не о том, что видит, а о том, что он в связи с изображением, вспомнил. Привнесение личного опыта может играть в известной мере положительную роль: у ребенка появляется потребность высказаться, рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях.

Очень хорошо в занятиях с малоразговорчивыми детьми использовать игры. Например: «Найди и принеси» -  предложить ребенку найти на столе и принести определенную картинку, названную взрослым, и рассказать, что на ней нарисовано;

«Прятки» - любимая игра детей – расставить или спрятать по разным местам картинки и предложить ребенку поискать нужную, сказать, что на ней изображено.

Эти игры способствуют закреплению связи между предметом и словом. Умению находить предмет по слову и называть его.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И КАРТИНОК В ЗАНЯТИЯХ

С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ.

Детей пяти лет нужно учить связно рассказывать о том, что они видят на картинке: кто нарисован, каков предмет, что с ним делается и где происходит действие.  Дети постарше. В возрасте 6-7 лет. Могут не только более подробно т точно описывать содержание картинки, но и придумывать по ней собственные небольшие рассказы.

Занятия по картинкам с детьми 6-7 лет могут быть использованы для подготовки к школе. Уже с первых недель обучения в школе от ребенка потребуют умения внимательно рассмотреть картинки, помещенные в азбуке, умения называть нарисованные там предметы, рассказать сюжет.

Для обучения детей умению рассказывать в определенной последовательности хорошо использовать всевозможные «Рассказы в картинках», т.е. рассказы. Сказки, басни. Изображенные в графической форме. Рассматривая эпизод за эпизодом, ребенок, как по плану, последовательно излагает содержание каждой картинки, объединяя впоследствии содержание всех эпизодов в одном рассказе или описании. Рассказы в картинках – жанр, любимый детьми. Ребенок как бы разгадывает по картинке все происшествие, и у него получается «своя сказка».

По содержанию и стилю рисунка рассказы в картинках разнообразны. Это могут быть жанровые, приключенческие, смешные рассказы. Жанровые рассказы в картинках имеют большое познавательное значение и являются прекрасным средством для развития логической речи ребенка. т.к. рассказ строится в соответствии с логикой развивающегося действия.

Юмористические рассказы в картинках тоже таят в себе много возможностей для развития речи. Простота сюжета, яркость изображения. Контрастность, достигаемая соответствующими позами, жестами и мимикой, делают юмористические рисунки доступными для восприятия детей. Обычно в каждой картинке показывается новое действие, новое движение, новая поза, что дает повод к активизации речи. Наиболее доходчив и впечатляющ тот юмористический рисунок, в котором ярко, динамично выражена основная эмоция,  не нарушены анатомические пропорции, нет лишних деталей (такие рисунки мы находим в книге художника В.Сутеева).

Очень полезно учить детей пользоваться хорошо иллюстрированным календарем. Пользуясь страницей календаря, взрослые имеют возможность возбудить интерес ребенка к смене природных и общественных явлений, расширить кругозор.

Страницы календаря помогают задерживать внимание ребенка на картинах родной природы. Родители, рассматривая с ребенком календарь, приучают его узнавать и называть характерные признаки данного сезона, видеть и подмечать то, что типично для того или иного месяца. Постепенно у детей развивается представление о времени: дети усваивают названия всех месяцев, дней недели и их последовательность.

Процесс развития временных представлений у детей связан с процессом формирования точной речи. дети овладевают умением пользоваться разнообразными формами глаголов: наступает лето, наступило лето, наступит лето, пришел месяц март, приходит месяц март, пройдет март и т.д. детский словарь обогащается словами, обозначающими временные понятия: вчера, сегодня, завтрашний день; на этой неделе, на прошлой неделе, первый день недели, последний и т.д.

Точность всех временных норм диктует необходимость точной, последовательной речи.

Приемы привлечения внимания  5-7 летнего ребенка к картинке.

Приемы руководства рассматриванием картин могут быть многообразны: взрослые могут использовать вопросы, советы, объяснения, рассказ, игровые приемы. Выбор того или и иного приема зависит от тех задач, которые решают взрослые путем показа картины.

Обучение рассматриванию носит воспитывающий характер, т.е. взрослые воспитывают определенное отношение к той или иной картине. Поэтому показ картины, иллюстрации, фотографии на общественную тему будет принципиально отличен от показа предметной картинки, пользуясь которой взрослые хотят лишь приучить маленьких детей точно называть предметы.

При показе детям картин с общественной тематикой нужно направлять их внимание на изображение людей, на их взаимоотношения, на труд, не отвлекаясь отдельными деталями.

Формулировка  вопросов детям должна быть внимательно продумана: вопрос «Расскажи,   что  нарисовано?» стимулирует ребенка к обобщению, к охвату всего содержания; вопрос «Скажи, что  нарисовано?» толкает ребенка на перечисление. Отвечая на вопрос «Расскажи,  про что здесь нарисовано?», ребенок, стремясь раскрыть содержание, часто дает довольно общий, даже схематический ответ. Только последующие вопросы: «Скажи, что нарисовано?», «Кто нарисован?», «Что делает?» и т.д. – побуждают ребенка к углубленному восприятию картинки и более подробным рассказам.

Иногда бывает недостаточно вопроса, чтобы привлечь внимание к картинке; нужен совет взрослых, подсказка. Нужно подсказать или помочь  вспомнить слово, которого ему не хватает. Точные слова, которыми ребенок обозначает изображение, существенно влияют на осмысление картинки и развитие речи. Родители своими советами должны приучать детей правильно соотносить слова с предметами, качествами, названиями.

Картинки, изображающие отдельные предметы, могут быть использованы с самыми разнообразными целями: для подведения детей к классификации предметов по общим или противоположными признакам, учить находить и выделять отдельные звуки (найти картинку, в названии которой слышится звук О, А и т.д.).

Вопросами и советами взрослые помогают детям наблюдать и правильно называть отдельные элементы картинки, а также устанавливать связь между ними. При обобщении в небольшом рассказе содержания картинки дети нуждаются и в образце. Описание картинки, данное мамой или папой, служит таким образцом.

Рассказы взрослых по картинке должны помогать ребенку целеустремленно рассматривать картинку, глубже понимать ее содержание. Лучше чувствовать художественные особенности и правильно описывать свои впечатления.

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz