Как организовать логопедические занятие дома?
Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:
- Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений (соблюдение светового режима);
- «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.);
- Муляжи фруктов, овощей и т. д.;
- Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики.
Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий — нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.
Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.
Логопеды советуют для достижения результата заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Артикуляционная гимнастика;
- Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
- Игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Логопед советует молодым родителям.
Одна из очевидных проблем развития дошкольников – невнимательное отношение родителей к речи своих детей. Общаясь с родителями можно заметить, как много внимания обращается на физическое развитие детей: когда пополз, встал на ноги, побежал. Если что-то ребенок не умет делать или делает не так, взрослые переживают, обращаются к врачам, кто-то читает специальную литературу. Подобного не скажешь о речевом развитии. Этот вопрос нечасто волнует мам и пап. Обычно успокаиваются следующими фразами: «Не говорит – ничего страшного, заговорит попозже», « У моих знакомых сын до 3 лет молчал, а теперь болтает – не остановишь…». Конечно, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, но существуют, так же как и в физическом становлении, определенные сроки появления речи (гуление, лепет, фраза). Если у ребенка раньше или на данный момент наблюдается отставание в речевом развитии, это должно служить для родителей знаком: либо внимательно наблюдать за развитием и решать , какие шаги предпринимать, либо сразу же обращаться за консультацией к специалисту – неврологу, детскому психологу, логопеду.
В последнее время резко возросло количество дошкольников с речевыми проблемами. Все чаще встречаются дети с речевыми расстройствами: ЗРР(задержка речевого развития), ОНР(общее недоразвитие речи), заиканием, дизартрией (органическое расстройство речи).
До сих пор существует мнение, что к логопеду следует обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять неправильно сложившиеся речевые привычки. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речевому развитию является возраст от 1,5 до 3 лет.
- Самое важное условие для всестороннего развития правильной речи ребенка – это постоянное речевое общение с ним взрослых. Необходимо ежеминутное общение в совместных играх, чтении книг, бесед во время прогулок.
- Задуматься о неправильном речевом развитии нужно не тогда, когда к двум годам ребенок не говорит, а когда запаздывают сроки появления гуления и лепета. Так же должны насторожить поздние сроки проявления параметров физического развития: умения держать голову, сидеть, стоять, ходить).
- Важным этапом в развитии ребенка является ползание. Пропускать этот этап нежелательно. Иногда даже нужно создавать искусственные условия (игры) для этого. При ползании активизируются межполушарные связи. Когда ребенок ползет. У него синхронно работают конечности и таким образом полушария мозга постоянно взаимодействуют.
- Обязательно посетите отолоринголога – проверьте слух. Снижение уровня слуха может быть причиной недоразвития речи.
- Говорите неторопливо, плавно. Правильно и отчетливо. Ни в коем случае не повторяйте неправильных слов за ребенком. Не сюсюкайте! Иначе вы лишаете его возможности отличить правильное произношение от неправильного! В результате у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль.
- Побуждайте ребенка сопровождать все свои действия речь. Не удивляйтесь. Если во время игры он сам с собой разговаривает – это хорошо.
- Чаще просите ребенка пересказать . рассказать вам все, что он видит (фильм,
- Избегайте психических и физических травм, особенно головы.
- Отрицательно сказывается на речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье – пусть все конфликтные ситуации разрешаются без его присутствия.
- Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, не опережайте его естественного развития, не перегружайте информацией.
- Не наказывайте чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в темноте. Всегда объясняйте причину своего недовольства его поведением.
- Развивайте мелкую моторику. Пазлы, кубики, разрезные картинки, шнуровки, мозаика, лепка и рисование – все это развивает тонкие движения пальцев. Раздражая центр, отвечающий за мелкую моторику, вы раздражаете центр, отвечающий за речь (они находятся рядом).
- Обращайте внимание на вредные привычки – сосание пальца. Закладывание языка между губами. Они могут повлиять на формирование прикуса. Долгое сосание соски (более 1,5 лет) тоже отрицательно сказывается на состоянии артикуляционного аппарата.
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый из них.
-
Правильная, красивая, связная речь – залог успешного обучения ребенка в школе, овладение им не только родным, но и иностранными языками.
Проявите инициативу – и чем раньше, тем лучше!
Список используемой и рекомендуемой литературы
Верещагина Н.В. Если ребенок отстает в развитии. СПб, 2012.
Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? М., 2004.